МетаПорядок



Человечество существует благодаря мудрости немногих;
из-за глупости большинства оно страдает и бедствует.

Эдуард Севрус


МЕТАПОРЯДОК - это не просто шикарная упорядоченность мышления, но глубинное понимание сути порядка, являющееся гарантом устойчивого развития человечества как субъекта в космической истории. Потому что знание нескольких принципов не просто так, само по себе, заменяет знание множества фактов, а только лишь при условии, что эти принципы образуют вместе целостную систему взглядов, позволяющую обеспечить контроль над хаосом человеческого калейдоскопа мнений и устремлений.

Метапорядок достижим в том случае, если "разруха в головах" преодолена не только относительно Человека как субъекта Бытия (антропный принцип), но и Космос как среда обитания также имеет осмысленное описание, определены чёткие ориентиры и приоритеты (космологический принцип). Такова философия метапорядка.

Необходимость обособленного социального существования метапорядка исходит из существования феномена толпо-элитарной модели общества, которая неизбежно порождает как вопрос об элите (а, значит, о системе ценностей), так и о смене элит (о переоценке ценностей). И здесь важно понимать и учитывать те механизмы, которые существуют в обществе. Поэтому также необходимо учитывать социологию метапорядка.

Антонио Грамши, марксист и политик, обосновал принцип существования элиты как класса:

Гегемония правящего класса - способность доминирующего класса обеспечивать своё моральное, политическое и интеллектуальное превосходство и лидерство по отношению к доминируемым (эксплуатируемым) классам, не прибегая при этом к насилию. Проявления гегемонии связано с повседневным сознанием и практикой людей, т.е. теми сторонами и проявлениями жизни, которые являются предметом свободного выбора индивида - брак, семья, чувства, убеждения, досуг, здоровье, отношения с друзьями и т.д.

Гегемония достигается через согласие и осуществляется через внеэкономические институты гражданского общества - школу, семью, церковь, СМИ и другие. Она достигается посредством "инкорпорирования" (встраивания) основных составляющих доминирующего мировоззрения во все базовые структуры общества и ассоциирующиеся с ними убеждения, нормы, ценности, привычки людей. Таким образом, происходит представление (подмена) интересов доминирующих групп как интересов общества в целом.

Другой социолог, Александр Зиновьев, определил механизмы, обеспечивающие социальное существование метапорядка:

Сверхобщество - общество, существующее благодаря деньгам, власти, славе, правовым нормам, договорам, открытиям науки и медицины, короче говоря - благодаря средствам надприродным и внеморальным, можно сказать - сверхчеловеческим.

Так как поддержание метапорядка требует постоянного обновления элиты, то необходимо формирование социального слоя, который мог бы брать на себя ответственность по поддержанию функционирования сверхобщества и дальнейшему развитию метапорядка. Социолог Рейнгольд ввёл в оборот очень удачный термин - умная толпа, который он связал с повсеместным распространением мобильной связи и глобальной сети Интернет. Умная толпа становится центром и ареной борьбы за сохранение и развитие метапорядка. Если эта борьба будет проиграна, то современная рациональная цивилизация погибнет в пучине религиозных войн нового средневековья.

Задача сторонников метапорядка в том, чтобы не прельстится красотами и ароматами "цветущей сложности мира", но постичь упорядоченность вещей и идей в нём. Понять, что закономерность по-прежнему правит бал.

При этом, не поддаваясь "поэзии поступка", искать "место для шага вперёд" и идти вперёд не останавливаясь, потому как время - ничто, движение - всё.



путь к началу

Hosted by uCoz