Экономика нового типа – шанс для России на прорыв.

Размышляя о пути развития России, необходимо сначала ответить на вопрос о том, на каких основаниях Россия будет строить свои отношения с внешним миром. Концепция геополитики предполагает борьбу за heartland – Евразию, отчего сейчас так популярна идея "противостояния цивилизаций". Однако, в сложившихся условиях идти по пути противостояния губительно для человеческой цивилизации. Поэтому необходимо двигаться по пути мирового развития (мироразвития), основанного на сотрудничестве и партнёрстве, где каждому найдётся место под солнцем и где не будут строить всех в одну шеренгу. Это особенно актуально после бомбардировок в Югославии и вследствие возрастающей опасности войны на Кавказе. И здесь уже возникает вопрос о том, какую роль может играть Россия в мире. Для того, чтобы определиться с этим, необходимо выяснить, на каких принципах будет строиться мировая экономика в новом веке и какой должна стать экономика России.

Экономика вообще есть плановый или рыночный механизм хозяйствования. Экономика – это не наука и не искусство, это опорно-двигательная система общественного организма. Экόномикс как метод может лишь описывать функционирование этого механизма, да и пока эта псевдонаука на большее и не способна. Наукой же правомерно называть управление устройством общественной жизни – политэкономию.

Когда я берусь рассматривать экономику как механизм, то берусь за решение политической задачи, которая заключается в том, на какую инфраструктуру должно опираться развитие экономики России и как это развитие организовать. Как известно, согласно геоэкономической модели, конкурентоспособность страны–системы определяется развитостью её, в широком смысле, инфраструктур.

Экспоненциальное развитие информационно-коммуникационных технологий приводит к всё большему возрастанию роли информации в жизни человека и общества. Более того, развивающаяся экономика нового типа базируется на перемещении битов информации. Развитие так называемой Интернет–экономики ясно показывает, что у виртуальной составляющей экономики нового типа есть весомая физическая составляющая – это перемещение грузов. Это значит – новая экономика будет базироваться на инфраструктурах двух типов: по перемещению грузов и по перемещению контента, т.е. оформленного в электронном виде различного содержания. Таким образом, можно сказать, что экономика будет иметь сетевой характер. Формулой развития новой экономики будет прямо пропорциональная зависимость: больше грузов ß à больше трафик.

Для России это шанс на прорыв. Уникальное географическое положение России делает её перепутьем транспортных сообщений в системе "Север – Юг" и Европа – Азия ("Запад – Восток"), рынок грузоперевозок здесь исчисляется триллионами долларов. Таким образом, Россия может стать мировым центром развития международной транспортной инфраструктуры, ориентируясь на последние достижения в деле научно-технического прогресса (НТП). Однако, суть развития транспортной инфраструктуры заключается не в простой технологической модернизации, а в создании, прежде всего, новой организационной модели, ориентированной на функционирование с применением последних достижений в области телекоммуникаций и с ориентацией на конкретных потребителей (людей и организации). Здесь возникает ряд задач по переорганизации и перепроектированию деятельности, таких как:

Естественно, что в развитие новой инфраструктуры необходимо вложить огромные средства. Вопрос об инвестициях – серьёзный вопрос и здесь дело не только в плохом инвестиционном климате в России. Проблема лежит гораздо глубже. Кризис мировых финансов характеризуется всё возрастающей ролью спекулятивного капитала. Это связано также с бурным развитием Интернет–экономики на Западе. Однако скоро этот бурный рост упрётся в недоразвитость системы доставки грузов и в разочарование людей, у которых была сильно завышена так называемая "система ожиданий". И это уже происходит: Интернет–бизнес, к примеру, сталкивается с проблемой оперативной и дешёвой доставки товара из одной страны в другую, госструктуры различных стран Запада замахиваются на свою долю в доходах и горят желанием "порегулировать", что создаёт дополнительные трудности. Для США характерно, что рост Интернет–экономики первоначально держался на чисто виртуальных компаниях, у которых кроме доменных имён и оборудования ничего не было. Однако агрессивный захват рынков этими компаниями породил волну инвестиций, которые не соответствуют возможной отдаче от проектов – на рынке сейчас наблюдается нездоровый инвестиционный ажиотаж. Возникла ситуация, когда капитализация Интернет–компаний превышает их обороты в десятки раз. Определение перспективности этих компаний по критерию "захват рынков" не выдерживает никакой критики, т.к. мало захватить рынок – его надо ещё и удержать, на что способны лишь компании, давно работающие в том или ином секторе рынка. Массовая скупка Интернет–компаниями традиционных компаний означает, что у них возникнут (и уже возникают) большие проблемы в управлении бизнесом и массовый уход кадров из-за разности менталитетов и подходов к работе у компьютерщиков и традиционного бизнеса. В Европе, наоборот, традиционные компании сейчас активно развиваются в сторону Интернет–бизнеса, электронной и мобильной коммерции, что позволяет им остаться в авангарде новой экономики и не утерять традиции и кадры.

Когда количество проблем Интернет–бизнеса и проблем экономики США в целом перейдёт некую черту, то мы станем свидетелями системного кризиса, а значит самого серьёзного кризиса мировой финансовой системы, который может закончится крахом экономик многих стран, прежде всего развивающихся стран. Ждать осталось недолго.

Поэтому для России особенно важен адекватный и своевременный ответ на вызовы времени, который должен заключаться в формировании новой промышленной политики развития международной информационно–коммуникационной и транспортной инфраструктур, а также адекватный подход к финансовым вопросам. Дело в том, что кризис в сфере финансов будет означать охладевание финансистов к долгосрочным проектам. Это значит, что если Россия будет привлекать масштабные инвестиции под государственные гарантии, то это грозит замораживанием проектов развития и опасностью суверенного дефолта. Поэтому, инвестиции в обычном понимании к нам не столько не пойдут, сколько они нам вредны. Кредитование под государственные гарантии неприемлемо, так как ставит страну в зависимость от ситуации на мировом финансовом рынке. Следовательно, необходимо формирование принципов проектного финансирования и социально ответственных финансовых институтов, работающих по принципу разделения финансовой ответственности. Это значит, что осуществляя финансирование того или иного проекта инвестор рискует своими деньгами, но при этом он точно знает, что получает взамен.

Это позволяет реальной экономике избавится от финансовой зависимости, но при этом предъявляет новые требования к качеству разработки и реализации инвестиционных проектов. Данных механизм хозяйствования характеризуется тем, что здесь нет "лёгких денег", к которым испытывают излишне большие симпатии современные финансовые организации и обыватели.

Вся государственная политика в этих условиях должна строится по схеме: создание системы индикативного планирования – по сути, государственный маркетинг новой экономики, формирование приемлемых для всех (т.е. для власти, бизнеса и простых людей труда) правил игры и жёсткое их исполнение всеми сторонами, в том числе и государством. Всё это должно базироваться на новом принципе принятия решений, где в основе лежит диалог заинтересованных сторон. В задачи государственной важности, помимо прочего, входит популяризация и развитие Интернета, – особенно в областях общего и специального образования, профессиональной деятельности, что необходимо делать в тесном сотрудничестве с местным самоуправлением, малым и средним бизнесом. Поэтому, также необходима либерализация на рынке связи и введение повремённой оплаты за телефон, создание национальной системы электронных платежей. Необходим самый серьёзный подход к подбору и обучению кадров – "человеческой" составляющей новой экономики.

Уникальность ситуации в мире и для России позволяет высказать уверенность в том, что это вполне реализуемо в самом ближайшем будущем. При серьёзном и грамотном подходе со стороны государства (а общественных сил, способных это реализовать, сегодня в России нет) уже через 5–10 лет можно увеличить размеры госбюджета в несколько раз и оказаться в авангарде развития мировой экономики.

Реализуя Евразийский проект новой экономики, необходимо, однако, учитывать один серьёзный геополитический фактор. Дело в том, что усиление срединного центра Евразии – России объективно выгодно континентальной Европе, особенно Германии, и невыгодно окраинной островной Англии, для которой это означает ослабление её международных позиций. Внезапная дружелюбность к нам Тони Блэра связана с тем, что Англия будет плести интриги против Германии – её главного конкурента в Европе и хочет воспользоваться ситуацией в Чечне для установления хороших отношений с российским руководством. Для России объективно выгоднее развивать отношения с Германией, несмотря на возникновение противоречий по ситуации в Чечне. Это важно ещё и потому, что немецкий капитал интересуют инвестиции в Россию, тогда как заявления Тони Блэра по этому вопросу лишь умелый политический ход…

Таков сценарий развития – в первом приближении.



Hosted by uCoz